Новости Яхт-Клуба

Назад к списку

Отпуск на черный день

9/07/2010

«В чем отличие яхтинга от дайвинга? — объясняет Олег Гончаренко. — Дайвинг — это хобби, в него надо вкладывать деньги постоянно. Яхтинг — это образование, и оно быстро окупает себя». Экономика проста: наемный шкипер обходится в 100-150 евро в сутки, сам стоишь у штурвала бесплатно. По словам Сергея Моисеева, президента Российской яхтенной ассоциации, директора школы подготовки морских экипажей «Капитан», чтобы окупить содержание яхты, некоторые владельцы на большую часть года сдают свои суда чартерным компаниям, пользуясь ими только в отпуске.

Василий Фомин, оценщик компании «Ваш юрисконсульт», сдал экзамен на сертификат шкипера в мае и осенью планирует, объединившись с другими новичками, взять в аренду яхту и отправиться в путешествие по Адриатике. Недельная аренда яхты на 3-5 человек — 1800-2500 евро. «Управлять мы будем сами — это экономия. Плюс авиабилеты и стоимость стоянок, минус гостиницы и гиды, — подсчитывает Василий. — Получается не дороже отдыха в пятизвездочном отеле в Египте. Но разве можно сравнивать удовольствие».

Как считает Василий Кравченко, президент Московской ассоциации яхт класса «Финн» и генеральный менеджер компании «Иокогава электрик СНГ», затратность парусного спорта зависит от самого яхтсмена. «В яхтинг можно вкладывать деньги, а можно — собственный труд, — говорит Кравченко. — Кто-то нанимает экипаж, кто-то в складчину с друзьями арендует лодку и сам ею управляет, а кто-то ходит на чужой лодке, расплачиваясь собственными знаниями и умениями.

Я знаю и тех, кто тратит на свое хобби 10 тысяч рублей в год, и тех, у кого уходят миллионы«. По словам Кравченко, ему это увлечение обходится в 3000 евро в год. Столько стоит содержание небольшой спортивной яхты и аренда лодки за границей вместе с друзьями один-два раза в год.

Как рассказывает Олег Гончаренко, перед началом кризиса в его школу приходили менеджеры среднего звена, которые выбирали, то ли поехать в отпуск в пятизвездочный отель, то ли накопить немного и снять яхту. Потом они пропали. «К нам опять стали приходить только те, для кого 1500-2000 евро — карманные деньги, — говорит Гончаренко, — но месяца три назад люди среднего достатка вернулись. Они платят в рассрочку, высчитывают стоимость обучения до последней копейки, но их много».

По наблюдениям директора агентства Marin.ru Анатолия Житникова, сертификаты на управление яхтами чаще всего получают менеджеры среднего звена крупных компаний и представители малого бизнеса. Затем они объединяются и берут яхты в аренду. Яхты с экипажем нанимают крупные чиновники и владельцы среднего бизнеса. Крупные бизнесмены покупают свои.

Впрочем, в школах покупать яхты обычно отговаривают: содержать дорого, а использовать удается нечасто, к тому же идти из Москвы куда-нибудь на Карибы слишком долго. Гораздо проще взять яхту напрокат прямо в той стране, которую хочется посмотреть. Видимо, поэтому, несмотря на популярность парусного спорта, продажи яхт не растут (к примеру, в Marin.ru они остаются неизменными последние три года). В подмосковном яхт-клубе «Спартак» с наступлением кризиса яхты все чаще простаивают у причала. Если два года назад 70% из 150 стоящих здесь яхт использовались регулярно, то сейчас бороздить просторы Клязьминского водохранилища выходят всего 30%, а 40% вообще выставлены на продажу.