13/10/2018
Состоялся XVII Кубок Астон 2018 — Масло и Зерно Миру! Подробнее »
20/01/2018
Состоялось ежегодное собрание капитанов 2018! Подробнее »
18/10/2017
Регата на Кубок Астон 2017 состоялась! Подробнее »
4/10/2017
Кубок Астона 2017 14 октября Подробнее »
5/08/2017
Кубок Аврала 2017 состоялся! Подробнее »
8/10/2016
8 октября в Ростове-на-Дону стартовала грандиозная парусная регата на Кубок компании АСТОН. Подробнее »
18/09/2016
Регата на Кубок АСТОН состоится 08 октября 2016 года Подробнее »
13/08/2016
XXIV Парусная регата на Кубок Яхт-Клуба Аврал. 2016! Подробнее »
16/05/2016
14 мая в Яхт-Клубе «Аврал» состоялось торжественное открытие яхтенного сезона 2016. Подробнее »
8/05/2015
Открытие Яхтенного Сезона 2015 г. Подробнее »
13/10/2018
Кубок Астона 2018 состоится 13 октября Подробнее »
11/08/2018
Парусная Регата Кубок Аврала 2018 Подробнее »

История

Современное название яхт-клуба "Азовско-Донской Яхтъ-Клубъ, 1893 (я/к Аврал)" является ярким напоминанием о 118-летней истории любви к парусу на Дону и служит подтверждением преемственности традиций.

 

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ

Мысль о создании яхт-клуба овладела умами ростовчан еще в начале 90-х годов XIX века. 5 января 1893 года небольшая группа энтузиастов после нескольких предварительных собраний разработала и утвердила устав Азовско-Донского яхт-клуба.

Клуб ставил целью «распространение охоты к плаванью на парусных, гребных и паровых судах... выработку наилучшего типа судов, плавающих по Дону и Азовскому морю и занимающихся рыболовством, практическое подготовление опытных шкиперов и матросов».

Правда, затем развитие яхт-клуба затормозилось по весьма банальной причине – не нашлось подходящего места, которое бы устраивало всех членов-учредителей.

Тем временем, в 1896 г. богатый донской казак А. Кожинов на своём участке открыл водную станцию. Здесь за умеренную плату можно было взять в прокат гребную либо парусную лодку, поставить на стоянку собственную.

В 1903 г. представители крупных промышленников, купцов, чиновников и зажиточного казачества на базе этой водной станции создают уже Азовско-Донской яхт-клуб. 14 мая 1903 года была направлена приветственная телеграмма великому князю Александру Романову с просьбой принять на себя звание Почетного Командора. Назавтра был получен ответ следующего содержания: «Сердечно благодарю членов Азовско-Донского яхт-клуба, звание Почетного Командора принимаю. Александр».

Как и в другие клубы, в Азовско-Донской входили почетные члены, действительные и члены-сотрудники. По сравнению с другими клубами, членство в Азовско-Донском было относительно дорогим. Почетные члены освобождались от уплаты вступительных и годичных взносов, но действительные платили вступительный взнос 100 руб., ежегодный — 50 (а иногда — 75). Общее собрание имело право изменять размер единовременного взноса от 50 до 200 руб. Члены-сотрудники избирались на два года и могли бесплатно посещать клуб. Гости обоего пола могли входить в клуб по рекомендации члена в любое время, кроме дня основания клуба.

В Азовско-Донской яхт-клуб допускались только лица мужского пола всех сословий, кроме низших воинских чинов. Не допускались несовершеннолетние (за исключением лиц, находящихся на действительной службе в офицерских или гражданских чинах), исключенные из Азовско-Донского и иных яхт-клубов, лица «опороченные по суду», воспитанники учебных заведений. В члены яхт-клуба избирало Общее собрание, при наличии у кандидата рекомендаций двух (или более) действительных членов. Голосование было тайным. Забаллотированный кандидат мог быть снова предложен к избранию по рекомендации уже не двух действительных членов, а не менее чем 1/3 состава клуба. После отрицательного голосования кандидат не мог посещать клуб даже в качестве гостя. Если оказывалось, что вновь принятый кандидат не имел права вступать в яхт-клуб, то он исключался из него без права повторной баллотировки. Член клуба, отказавшийся от этого звания, навсегда лишался права вступать в него.

Главным органом клуба было Общее собрание. О времени, месте его проведения и предмете его занятий клуб должен был заблаговременно извещать полицмейстера г. Ростова-на-Дону. Текущими делами занимался Комитет. Все предложения в Общее собрание вносились через Комитет, куда, в свою очередь, они поступали за подписью 10 членов. Комитет состоял из командора, вице-командора, двух отделений (технического и хозяйственного), в каждом из которых было по 4 человека. Письмоводительством занимался секретарь, имевший совещательный голос в Комитете и освобождавшийся от годичной платы на время исполнения должностных обязанностей. Командор и вице-командор избирались на два года; последний был одновременно (как и в других клубах) и председателем Гоночной комиссии. Правила работы клуба подавались на утверждение Наказного атамана войска Донского. Изменение каких-либо пунктов Устава дозволялось только по решению Общего собрания(при 3/4 голосов) с разрешения Военного министра. В случае закрытия клуба, его имуществом должно было распоряжаться Общее собрание с согласия Войскового Наказного атамана Войска Донского.

Членам яхт-клуба присваивалась форменная одежда темно-синего цвета, гражданского покроя с отложным воротником, на котором золотом вышивался якорь, вышитым золотом. Пуговицы были золотые с матовою серединою, полированным бортом и гербом клуба. Жилеты полагались белые с форменными пуговицами, а брюки темно-синие или белые. Командор и вице-командор Общества, для отличия от прочих членов Клуба, имели на фуражке широкий галун с золотым якорем на околыше. Фуражка была темно-синей.

Действительные члены имели на околыше два золотых узких галуна и якорь. Пальто шили по образцу, утвержденному для флотских офицеров, но без золотых погон и знаках на лацканах, с присвоенными клубу пуговицами. Право носить мундир яхт-клуба предоставлялось только действительным членам клуба, имеющим или имевшим яхту, внесенную в списки судов яхт-клуба, или почетным членам.

Флаги для судов Общества утверждались Главным Начальником Флота и Морского ведомства. Члены клуба при плавании по Дону или Азовскому морю не могли поднимать на своих судах флаги других яхт-клубов. Присутствие владельца яхты или того члена яхт-клуба, которому она отдана в пользование, обозначалось поднятием стеньгового флага. Когда же на яхте находился только командир или шкипер, то поднимался позывной вымпел яхты. Однако на яхтах, находящихся под командой флотских или штурманских офицеров, в отсутствии владельцев, поднимается стеньговый флаг, белый с синим крестом. На печати изображался знак клуба с надписью «Азовско-Донской Яхт-клуб».

По Уставу, перед открытием навигации Комитет ежегодно доставлял местному начальству таможенного округа перечень судов, готовых к плаванию под флагом яхт-клуба, с указанием места стоянки каждого судна, если оно находилось вне Ростова-на-Дону. Ежегодно в мае составлялся список судов клуба с определением длины, ширины, глубины, водоизмещения, а, если судно паровое, то индикаторная сила машины, запас угля и на сколько миль плавания его хватит. Один экземпляр списка судов ежегодно, по составлении, препровождался в Главный Морской Штаб. Гонки должны были устраиваться с позволения Ростовского полицмейстера.

Открытие навигационного сезона, сопровождавшееся поднятием флага, в Азовско-Донском клубе, как и везде, проводилось довольно торжественно.

В 1907 г. поднятие флага было назначено на 27 мая, в воскресенье, в 16.30. В 16.00 от пристани Волго-Донского пароходства отошел портовый пароход «Фанагория», на котором находились члены клуба, командор и гости (среди последних — градоначальник Н.И. Зворыкин). В 16.20 пароход подошел к пристани клуба, находившейся на берегу у верхней части Гниловской станицы. Пароход встречали с оркестром. Сойдя на берег, командор клуба М.М. фон-дер-Вейде знаком приказал поднять флаг. После пушечного выстрела флаг стал медленно подниматься на мачту. Флагами также украсили все суда, находившиеся в тот момент на пристани. Затем командор произнес приветственную речь, подали шампанское, началось произнесение тостов. Были тосты за здоровье градоначальника, за Почетного командора Великого князя Александра Михайловича, за процветание клуба. Затем состоялась прогулка на катерах и других судах клуба. Играло 2 оркестра музыки. На закате торжественно спустили флаг при втором пушечном выстреле и исполнении гимна «Боже царя храни». Когда стемнело, был устроен фейерверк. Открытие сезона состоялось в последнее воскресенье мая не случайно. 30 мая — день рождения Петра I — многие клубы отмечали с особой торжественностью, соединяя с этим днем начало навигации.

Первые три года деятельность яхт-клуба была сосредоточена большей частью на внутреннем благоустройстве, покупке необходимого инвентаря, оборудовании гавани. В первый год навигации на пристани располагались только две яхты. Однако уже к 1907 году яхт-клуб располагал девятнадцатью плавсредствами, среди которых 10 гребных, 4 моторных и 5 парусных. Члены яхт-клуба устраивали крейсерские прогулки по Азовскому морю, водные празднества, танцевальные вечера и другие развлечения. Благодаря постройке по американским чертежам моторного катера с бензиновым мотором стали возможны ежедневные рейсы до города и обратно для членов яхт-клуба и их гостей.

Клуб привлекал общество Ростова-на-Дону постоянными прогулками на пароходах с музыкой. Объявления печатались в популярной городской газете «Приазовский край». Одна из таких прогулок состоялась 9 мая 1907 г. вверх по р. Дону до станицы Новочеркасской и обратно. Для мужчин билет стоил 1 р. 50 коп., для женщин — 1 руб., для учащихся и детей — 50 коп. Приобрести их можно было в Управлении Ростовского-на-Дону порта и у членов яхт-клуба. Пароход отходил в 10.00 от пристани Чумакова, находившейся в центре города (между Таганрогским проспектом и Соборным переулком). Прогулка привлекла 150 человек. Маршруты таких прогулок менялись. Так, 2 июня 1908 г. пароход с оркестром отправился из Ростова в гирла Дона с остановкой на Перебойном о-ве, где предполагалось осмотреть метеорологическую станцию, беспроволочный телеграф, питомники. По возвращении планировалось показать синематограф.

Первым командором «Аврала» был назначен представитель концессионных предприятий г. Ростова Р. Раевский. Под руководством командора яхт-клуб стал первой в Ростове спортивной организацией. Здесь регулярно проводились соревнования по парусному спорту и гребле. В зимнее время устраивались различные соревнования по конькобежному спорту. Парусные регаты на Кубок яхт-клуба становятся известными далеко за пределами Ростова. В тоже время яхт-клуб становится центром по оказанию технической помощи в строительстве яхт и прогулочных моторных судов, обслуживал их стоянку и ремонт, являлся центром проводимых в городе различных празднеств.

При клубе функционировала шлюпочная мастерская, которая делала на заказ гребные гички, моторные катера, небольшие парусные яхты. Одним из направлений деятельности клуба была организация спасательной службы в городе. Командоры клуба входили в руководство ОСВОД. М.М. фон-Вейде и А.К. Дриженко в разное время избирались товарищами председателя (председателем был градоначальник Н.И. Зворыкин).

В те годы яхт-клуб насчитывал 36 действительных членов, среди которых немало было громких фамилий: отец и сыновья Асмоловы, Лауэр, Парамонов, братья Поповы, братья Пинагель. Командорами в разное время были М.М. фон-дер-Вейде (в 1907 г.), начальник Ростовского порта, контр-адмирал в отставке А. К. Дриженко (1909 — 1910), ростовский промышленник К.А. Лауэр (1911 — 1912). Осенью 1915 г. и. д. командора был избран крупный ростовский промышленник М.И. Попов. Он курировал железно-скобяную торговлю; был пионером в области производства кирпича машинным способом (10 млн. шт. в год); директором-распорядителем порохового завода, торговым депутатом, был Высочайше удостоен серебряной медали. В руководстве яхт-клуба состояли Н.И. Попов, В.И. Гордеев, Э.Г. Дейнес, Л.С. Кистов, К.Ф. Крузе, Ф.К. Энгель, Я.П. Эпп.

Зимой члены клуба собирались в центре Ростова, у Городского Дома и городской публичной Библиотеки (Думский проезд); летом — около станицы Гниловской. Пристань клуба находилась у Наплавного моста.  Одно время при яхт-клубе был паровой катер «Черпак», на котором можно было добраться в летнее помещение клуба от пристани Донского пароходства. В 1908 г. в будние дни катер ходил три раза в день, в выходные — пять.

В начале ХХ в., у клуба были проблемы с помещением, и поэтому в справочниках «Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону» предлагалось обращаться по всем вопросам, связанным с деятельностью клуба, по личным адресам к Э.Г. Дейнеса и Н.И. Попова .

Были попытки перенести клуб на новое место и должным образом там оборудовать, о чем и. д. командора М. Попов написал в 1915 г. в официальном прошении на имя Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи. Для этой цели М. Попов просил о выдаче клубу «денежной субсидии», а в случае невозможности — «долгосрочной беспроцентной ссуды». При клубе также предполагалось устроить «спортивную площадку для легкой атлетики и для лаун-тенниса». Как предполагал командор, на решение этих задач требовалось 25 тыс. руб. Часть средств, как он думал, должны были составить добровольные пожертвования членов клуба.

Клуб контактировал с Донским (находившемся в Нахичевани-на-Дону) и Таганрогским яхт-клубами, а также со спортивными организациями города, занимавшимися другими видами спорта. В 1913 г. член Азовско-Донского клуба геодезист, фотограф Зигмунд Рыгельский принял участие в Первых русских Олимпийских играх в Киеве, где в соревновании по академической гребле занял третье место.

Помимо гонок, Устав Азовско-Донского клуба, как и в других клубах, предполагал «изучение всякого рода гимнастических упражнений и между прочим плаванья, катанья на коньках, стрельбы в цель, фехтования». Так, в 1912 г. в Ростов из Баку приехал Леонид Романенко — чемпион мира по марафонскому плаванью (проплыл 45 верст за 24 часа 10 мин.). Он проводил лекционные и практические занятия с пловцами клуба, что способствовало активизации этого вида спорта в городе. При клубе действовал каток, некоторые члены клуба занимались конькобежным спортом.

Зигмунд Рыгельский (также состоявший в Кружке любителей спорта) с тремя коллегами 5 янв. 1914 г. совершили пробег Ростов — Таганрог на коньках по льду Дона и Таганрогского залива. За 2 часа 55 мин. было пройдено очень длинное по тем временам для конькобежного спорта расстояние — более 70 верст.

Спортсмены устраивали шлюпочные походы по маршрутам Ростов — Лоцмейстерский пост (в гирлах Дона); Ростов — о-в Перебойный (расстояние около 100 верст); ходили по Азовскому морю. Состоявшие в клубе братья Рыгельские в июне 1915 г. совершили переход на яхте «Виктория» по маршруту Ростов — Ейск — Ростов за 30 часов (расстояние 340 верст).

В клубной организации яхтинга в мире по мере его развития проявлялись характерные общие признаки. Ничто в этом движении не было навязано сверху, ничего не решалось, исходя лишь из теоретических предпосылок или основываясь на чужих образцах. Всё складывалось самобытно, вытекало из очевидных нужд и характеров людей. Постепенно в жизни любителей хождения под парусами рождались традиции и обычаи, поддерживаемые до настоящего времени. Это традиции равноправия и братства, дружбы и верности; традиции учтивости и чести; традиции влюблённости в свою яхту и её экипаж, сознательной дисциплины и преданности общему делу.

 

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

После Октябрьской Революции яхт-клуб переходит в ведомство Северо-Кавказкой железной дороги. На его базе создаются профилакторий для сотрудников паровозоремонтного завода и гребно-парусный центр.  Во время Великой Отечественной войны здесь размещается санаторий.

Интенсивное развитие парусного спорта началось в 1948 году, когда тренером стал бывший моряк, участник войны М. Симонов,  который воспитал десятки призёров и чемпионов парусных регат различного уровня. Сотни молодых людей с помощью яхт-клуба постигли романтику путешествий под парусом.

Здесь они впервые узнали, что такое труд, почему необходима дисциплина, зачем нужны знания. В 1952 году в клубе уже насчитывалось 15 учебных и 8 парусных яхт.

В 60-е годы наступил расцвет этого вида спорта в Ростове. У железнодорожников появились современные суда класса «Олимпик», «Ерш»,  «Энка» и «Дракон». Клуб стал центром строительства, модернизации и обслуживания яхт.

Клуб продолжал развиваться. В 1979 году была приобретена крейсерская яхта «Бурун», что позволило принимать участие в кубках Азовского и Черного морей. В этом же году началась реконструкция старого деревянного здания. Она проводилась под руководством главного инженера СКЖД, энтузиаста парусного спорта А. Ерошенко.

Кроме того, была проложена дорога с твердым покрытием, укреплена береговая линия. Чуть позже начали поступать новые корабли, в том числе суда детского и юношеского класса.

Сотни молодых людей благодаря яхт-клубу смогли познакомиться с романтикой путешествий под парусом. За 10 лет здесь были подготовлены 4 кандидата в мастера спорта, 10 перворазрядников. Тысячи людей прошли курс морского и речного дела, научились уверенно держаться на воде.

 

ЯХТ-КЛУБ СЕГОДНЯ

У яхт-клуба за столетие его жизни были этапы развития и упадка. В 2003 г. он снова стал частным. Известный ростовский предприниматель Вадим Викулов, увлечённый парусным спортом, взялся за восстановление и модернизацию старейшего ростовского яхт-клуба.

Административное здание было полуразрушено, деревянный настил на причалах изветшал, фактически существовала только подпорная стенка и неугасаемый интузиазм яхтсменов, преданных своему клубу и парусам. Здание реконструировали, на причалы подвели воду и электричество, вымостили набережную длиной 160 м., построили 2 эстакады для крупных судов, поменяли железные понтоны на бетонные, построили гостевые санузлы и душевые.

Директор Азовско-Донского яхтъ-клуба – Сюзанна Губанова — в Донской публичной библиотеке и городском архиве нашла первые дореволюционные документы об истории яхт-клуба. На основе найденных документов яхт клуб восстановил свое дореволюционное название, свой флаг, был разработан логотип клуба, печать, появилась конкретная дата ежегодного поднятия флага 14 мая. Сегодня директор активно поддерживает связь между яхт-клубом и ветеранами парусного спорта.

Азовско-Донской яхт-клуб образца 2011 года — это первый на юге России водно-спортивный рекреационный центр европейского уровня, предоставляющий всю необходимую инфраструктуру для проведения регат, осуществляющий поддержку и возрождение  парусного спорта. В настоящее время членами клуба являются около 80 судовладельцев. Инфраструктура позволяет принять  до 90 судов. Яхт-клуб обеспечивает стоянку на воде для парусных и моторных судов длиной от 3 до 20 метров и осадкой до 3 м.   В планах яхт-клуба  создание новой нитки бетонных понтонов в восточной гавани, что позволит увеличить стоянку до 110 судов одновременно.

В 2016 году  яхт-клуб "Аврал" приступил к строительству  бассейна и  спортивного комплекса, где будут зал для силовых и аэробных нагрузок,  беговые дорожки.

Есть у яхт-клуба и свой талисман. На набережной выложены из камня две розы ветров. В центр каждой из них вмонтированы древние кельтские знаки, которые были привезены из Вестминстерского аббатства. Эти знаки символизируют понятия «Любовь» и «Процветание»…